Путешествие на край земли

Летом люди зачем-то уезжают отдыхать на юг. Зачем? Совершенно не понятно. Летом и у нас тепло, на на юг нужно ездить зимой, когда дома холодно. А летом лучше отдыхать на севере. Исходя из этих соображений я решил прогуляться в середине лета на Кольский полуостров, посмотреть, как там и спастись от жары.
       Одно смущало. Перед поездкой многочисленные знакомые, которые бывали в тех краях, говорили, что настоящее бедствие это комары. В окресностях Мурманска их огромное количество, они налетают стаей, съедают и относят тело на Северный полюс. Мы готовились к битве с комарами основательно - значительная часть нашего снаряжения составляли мази, спреи, москитные сетки и т.д. Хотели даже купить дорогие москитные костюмы. И это сражение мы выиграли ввиду численного преимущества. Сказать, что в окресностях Мурманска комаров нет - это не правда. На обратном пути из Териберки во время остановки к нам подлетел один, но настоящий комар. Мы так ждали его, что кинулись на него со спреями, но он, по моему, умер от страха.

Туда добирались самолетом из Москвы. По дороге чуть прогулялись по столице и вечером вылетили в Мурманск. Лететь 2,5 часа. Когда взлетали, смеркалось, а потом совсем стемнело. Однако чуть позже солнце снова взошло, хотя была полночь. Понял - пролетели полярный круг. При подлете к Мурманску было видно, что под нами множество водоемов, очень красиво.

Ночевали в гостинице в аэропорту, хорошая уютная и недорогая гостиница, где в стоимость был включен и завтрак со шведским столом.

Океан (Териберка)

Вообще, основной целью поездки для меня было желание искупаться в Северном Ледовитом океане. При планировании маршрута выяснилось, что весь выход в Баренцево море севернее Мурманска весь закрыт военными базами, западнее государственная граница и погранзоны, оставался восток, куда от Мурманска вела одна-единственная дорога, которая заканчивалась поселками Туманный (он не на море) и Териберка (на море). Взяв утром на прокат Рено Логан мы отправились в Териберку, до которой от Мурманска примерно 140 км. Дорога сначала была асфальтовая, причем неплохого качества (фото слева), потом она перешла в грунтовку тоже нормального покроя (в центре) и лишь в окрестностях Териберки дорога так себе (слева), но Логан - хорошая машина и проблем не было.

Ехали мы долго, так как шел дождь, но больше из-за того, что очень часто останавливались около множества интересных мест. Вообще-то ощущение того, что попал в другой мир: сопки, верхушки которых скрывались в тумане, небольшие деревья, камни и тундра.

Очень много воды: луж, озер и речек.

Вообще фотографий очень много, поэтому, чтобы не забивать сайт, делаю отдельную подборку с фотографиями природы заполярья. Посмотрите: ФЛОРА ТУНДРЫ.

По дороге, километрах в 30 от Мурманска, обогнали двух велосипедистов, а на обратном пути, через полтора суток (понятие дня за полярным кругом неуместно), снова встретили их, но уже почти у Териберки - вот это я понимаю - настоящий экстремальный туризм!

Прибыли в Териберку часов в 5 вечера, хотя вечеров здесь летом не бывает. Вообще, отвлекусь от темы, полярный день это очень оригинально и непривычно: солнышко по кругу бегает и не заходит. Спать, конечно, неудобно, но в остальном приятно. Позже в солнечный день видели в Мурманске такую картину: было тепло (градусов 20) и многие жители залезли на одну из сопок, где "Алеша" стоит, и загорали на ее склоне днем и ночью, перемещаясь по склону вслед за солнцем.

Териберка небольшой поселок с населением человек 800, состоит из двух частей по разные стороны залива. Много заброшенных домов, лодок и автомобилей. А те автомобили, которые не заброшены и ездят, без номеров и побитые. Как позже рассказал местный житель Анатолий, номера не нужны, т.к. гаишников тут нет, а побитые, потому что часто случаются ДТП из-за того, что местные водители редко ездят трезвыми, так что мы по Териберки перемещались очень аккуратно.

Однако в поселке вполне можно жить. Есть несколько магазинов (по крайней мере три продуктовых и один торгует молочными продуктами), есть православный храм (фото внизу справа), несколько пятиэтажных домов в нормальном состоянии, отделение Сбербанка, и, что очень поразило, имеются совершенно новые и большие детский сад и школа (фото внизу в центре). Причем в детском саду копошились человек пять детишек с воспитателем.

Имелась также гостиница, и чтоб узнать где она, мы прошли в первый магазин. К нашему разочарованию мы узнали, что гостиница работает, и квартиры сдаются, но на данный момент все занято. Связано это с тем, что на днях в Териберке должен состоятся слет не то дайверов, не то серфенгистов, причем будет сниматься фильм об этом и буквально накануне приехали организаторы этого мероприятия и сняли все возможное и невозможное жилье. И тут нам повезло. В магазин забежала какая-то дамочка, которая оказалась позже милейшим человеком Оксаной - одним из организаторов мероприятия. Дамочка стала жаловаться, что привезла пылесос, который используется для уборки снятых квартир, но не знает как им пользоваться. Мы с готовностью обещали помочь ей, тем более что пылесос находился в соседнем доме. Пылесос оказался моющим и навороченным, но прочитав инструкцию, мы быстро разобрались что к чему. Разговорившись, Оксана любезно разрешила поселиться в одной из снятых квартир, пока ее не заселили участники, причем совершенно бесплатно, но с условием, чтоб мы ее не загадили.

После заселения мы покатались немного по окресностям на автомобиле, посмотрели виды. Конечно, основное впечатление произвел океан. Баренцево море, Северный Ледовитый океан описать сложно. Он опасный, сильный, загадочный и очень красивый. Я отдельно выделил фотографии океана, посмотрите обязательно, это красиво: СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН.

Особенно поразил прилив и отлив, тем более, что это я видел впервые. Вода на глазах приходит на берег или уходит с него, оставляя рыбок, рачков и много водорослей. Морскую капусту можно съесть. Нам в этом составил конкуренцию заяц, которого мы заметили на берегу.

Посли ужина, ближе к полночи мы решили, что самое время искупаться. Было небольшое волнение и разумнее было бы искупаться в бухте, где расположена Териберка, но мы поехали в открытое море, километрах в пяти от села. Вода была градусов 5-8, на воздухе 10-12, но залезать в море было приятно, выходить из него не хотелось и на берегу одеваться сразу не было желания. Виноват, наверное, адреналин в крови (или еще что-то). После купания ощущения потрясающие - какой-то свободы и чистоты.

На следующий день (уже после обеда - спали долго) мы решили посетить основную достопримечательность Териберки - водопад, который образует короткая река (метров 200), вытекающая из пресноводного озера на берегу. До него ехать километров 7 на машине и еще пешком минут 30. Водопад, как и само озеро очень красивые, открывается изумительный вид на океан.

Пообедав на поляне возли водопада, мы поехали обратно в Мурманск. Покидать Териберку не хотелось, по истечению некоторого времени я понимаю, что это такое место, куда хочется вернуться вновь.

Мурманск

Прибыв в Мурманск, быстро нашли неплохую двухкомнатную квартиру за 1500 руб. в сутки прямо около вокзала. Следующий день решили посвятить музеям и достопримечательностям города, тем более на машине с навигатором это очень удобно и быстро. Однако утра ждать не стали - день и ночь сбились и спать не хотелось. Музеи, конечно, не работали, но по городу покатались. Ездить по городу очень приятно в любое время суток: пробок нет, водители вежливые, дороги хорошие. Сложно только то, что на пешеходных переходах сдесь принято уступать дорогу пешеходам, а они этим пользуются и не боятся переходить дорогу, и я чуть не задавил нескольких.

Смотреть в Мурманске, в общем-то нечего. Есть несколько мемориалов, самый известный "Алеша", интересный порт с ледоколом "Ленин", но к нему мы пройти не смогли, есть океанариум, но мы в него не пошли, дома свой есть, и три или четыре музея. Один не работал, другой - музей северного параходства - состоял из 4-х комнат, где были выставлены макеты разных кораблей и портреты их капитанов (фото слева), ерунда в общем. Но один музей - краеведческий - просто шикарный. Мы по нему бродили часа три, там есть все: геология (образцы пород, извлеченных с 12 км из кольской сверхглубокой скважины, фото справа), археология, древняя история, революция, Великая Отечественная, освоение космоса и очень много про природу заполярья.

Походили немного по магазинам, сходили на рынок. Цены дороже, чем в Воронеже. Поразили рябины. Если вся растительность запалярья миниатюрная, то рябины наоборот - высотой до третьего этажа и стволы толще наших раза в 2-3 (фото справа).

Хибины (Имандра)

Один из дней мы решили посвятить походу в Хибины - горы расположенные в центре кольского полуострова. В качестве места прогулки была выбрана ж/д станция Имандра, расположенная между горами и озерами. Проехать туда на автомобиле не возможно, поэтому мы взяли билеты на поезд утром, и обратно вечером, путь от Мурманска - около 3-х часов.

В деревеньке рядом со станцией с названием Половинка около 50 домов, живут в основном дачники, а местные жители (из 19 человек) работают на станции, занимаются охотой, рыбачут и водят туристов по окрестностям, благо это место среди путешественников популярно. Снять здесь койку можно за 200 руб в ночь, можно договориться покататься на квадрацикле или УАЗике по горам.

Повезло с погодой, было солнечно и тепло - градусов 18. Местность везде лесистая и там мы снова встретили комаров!!! Не много, намного меньше чем у нас в лесу, но достаточно, чтоб немного попрыскаться из многочисленных взятых баллончиков. Дойдя до гор мы наткнулись на довольно большую горную речку Гольцовку, которую пришлось пересекать вброд. Дальше решили в гору не идти, а прогуляться вдоль ущелья, в котором течет река. Деревья в лесу большие, но подлеска почти нет. Поразили огромные муравейники с метр высотой.

Лес здесь достаточно большой. красивый, подлеска почти нет, почва каменистая, часто камни выходят наружу, создают причудливые пейзажи. Почва покрыта мхом и мелкими кустарниками, по ней приятно ходить - пружинит под ногами. много ягод: черника, голубика, морошка и еще какие-то неизвестные ягоды.

Мы шли по пойме реки и часто приходилось перепрыгивать через мелкие ручейки и речушки.

Вообще, идеальное место для туризма, встречаются туристические стоянки. Прожить здесь можно и без больших запасов еды, если питаться ягодами, собирать грибы, ловить рыбу, крупных животных мы не видели, но следы (фото внизу) встречаются довольно часто. Много ягеля, но он не вкусный, мы же не олени.

Отдельно о грибах. Их здесь много: подосиновики, подберезовики, сыроежки, маслята, моховики. Мы их специально не собирали, но срезая те, которые растут на тропинке, набрали два пакета. После возвращения в Мурманск на вечернем поезде, ночью (благо светло было) мы их пожарили с картошкой и съели. Причем приготовили так много, что ели оба дня в поезде, когда возвращались в Воронеж.

Поездка, на мой взгляд, самая интересная из всех проектов КГГ. Жду следующего лета, когда надеюсь съездить еще куда-нибудь на север.